ФЭНДОМ

57a18c14ff

До 1928 года район назывался Ункратлинско-Дидоевским с центром в с.Эчеда. Цумадинский район образован по проекту районирования Дагестана, утвержден 4-ой сессией ЦИК ДАССР 6 созыва 22.11.1928г. как кантон на территории бывшего Эчединского района и части бывшего Андийского округа. Переименован в Цумадинский район Постановлением ВЦИК от 03.06.1929г. Указом ПВС РСФСР от 01.02.1963г. образован сельский район, преобразованный затем Указом ПВС РСФСР от 12.01.1965г. в район.

Со дня организации района произошли следующие изменения границ района: Постановлением ВЦИК от 25.12.1930 г. часть сельсоветов передана в Цунтинский район; Указом ПВС РСФСР от 07.06.1944г. вновь присоединена территория Цунтинского района в связи с ее ликвидацией, а также территория Шароевского района ЧИАССР. Постановлением ПВС ДАССР от 25.09.1951г. присоединен Гимерсинский сельсовет Ахвахского района. В 1955г. Указом ПВС РСФСР территория Цунтинского района передана вновь организованному Цунтинскому району. Районный центр с 1932г. назывался Цумада, откуда идет и название района, а с 1936 года райцентр – сел.Агвали. До 1955 г. в состав района входили кроме нынешних Кенхинский, Жуковаульский, Кидеринский, Мококский, Сагадинский, Тляцудинский, Шапихский, Шаитлинский сельские Советы – территориальные единицы Цунтинского района и Чеченской Республики.

На сегодняшний день в муниципальный район «Цумадинский район» входят следующие населенные пункты:

Агвали Гигатли Гигатли-Урух Батлахатли Гадири Гачитли Гигих Верхнее Гаквари Нижнее ГаквариЦедатли Кеди Саситли Ричаганих Цумада Цумада-Урух Эчеда Сильди Гакко Метрада Нижнее Хваршини Верхнее Хваршини Цихалах Хушет Хвайни Хвайни Кунда Хонох Хварши Квантлада Сантлада Нижнее Инхоквари Верхнее Инхоквари Халих Гадайчи Тинди Акнада Аща Ангида Тисси Тисси-Ахитли Кочали Хуштада Тлондода Кванада Гимерсо Тенла Санух Гвиначи Мухарх Шава Ургалай Талитли Эгдада Цуйди Гундучи Бехватлучи Чало Тленхора Аркаскент Шугури

Указанные населенные пункты объединены в 23 сельских поселения. Часть населения района проживает в прикутанных землях Бабаюртовского и Кизилюртовского районов (Шава, Ургалай, Талитли) и т.д. На территории района проживает всего 26 тыс. 284 человек. Общее количество населения района (с учетом проживающих за пределами района) составляет более 120 тыс. человек. Наиболее компактные места проживания цумадинцев: Кизлярский район (н.п. Цветковка, Хуцеевка, Ясная Поляна, Серебряковка, 3 и 4 отделения, совхоз «Вперед», Питомник и др.), Кизилюртовский район, города Махачкала и Хасавюрт. На территории Чеченской Республики проживают кенхинцы, говорящие на чамалинском диалекте. Определенная часть цумадинцев проживает также в Ростовской области, Ставропольском крае и в других городах России.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Цумадинский район расположен на отрогах гор Восточной гряды Кавказского хребта на высоте 3000 и более метров, в Юго-восточной части Республики Дагестан. Он занимает территорию вдоль берега реки Андийское Койсу, посреди долин Богосского хребта и высокогорных вершин, самая высокая из которых – гора Адалла-Шухгельмеэр, имеет высоту 4151 метр над уровнем моря. Территория района занимает площадь 1 тыс.178 квадратных км. Население района с учетом проживающих за пределами района – более 120 тыс.человек. На сегодняшний день на территории района проживают более 23 тыс.человек. Район граничит с территорией Грузии (13 км) и Чеченской Республикой (38 км), а также с такими районами РД как Ботлихский, Ахвахский, Шамильский, Тляратинский, Цунтинский. По территории района протекают, кроме р. Андийское Койсу, такие крупные речки как Хваршинка, Сильдинка, Саситлинка, Гакваринка, Гадиринка, Тиндинка, Хуштадинка, которые в летний период превращаются в бурлящие потоки, впадающие в р.Андийское Койсу (Алазань), берущую начало в Грузии. Природа района уникальна. Территория района на 20% покрыта лесами различных пород, наибольшее количество составляет сосна и береза.
Разнообразна фауна и флора района. Наряду с обычными для всего Дагестана дикими животными, здесь обитают такие редкие виды, как безоаровый козел (тур), занесенный в Красную книгу, а также дагестанский улар и горная серна. Почва в основном каменистая, но местами встречается и чернозем. В районе имеются многочисленные источники термальных и минеральных вод лекарственного значения, которые находятся возле н.п. Инхоквари, Хвайни, Метрада, Гигатли, Хуштада и др. местах. Богосский горный массив, расположенный в пределах Цумадинского района, представляет собой совокупность высоких горных гряд и хребтов, связанных остросеребристыми седловинами и образует чрезвычайно труднодоступный горный ландшафт с заостренными пиками, гребнями, осыпями склонов. Характерной особенностью рельефа Богосского хребта является большая крутизна склонов. Богосс характеризуется распространением как современных, так и древних ледниковых форм рельефа (каров, трогов, ледяных отложений и ледниковых озер). В пределах района Богосс самый мощный узел современного оледенения Дагестана. В пределах района находятся все одиннадцать пиков четырехтысячников: Аддала-Шухгельмеэр – 4151 м, Бочек – 4116 м, Бичуга – 4112 м, Анчобала – 4111 м, Чинисмеэр – 4099 м., Касараку – 4097 м, Беленчи – 4053 м, Осука – 4048 м, Аддала Восточная – 4025 м, Иженамеэр – 4025 м, Тунсада – 4013 м., а также одна из высоких горных пиков Дагестана Диклос-мта – 4285 м. Из шести узлов оледенения Богосского хребта пять сосредоточены в Цумадинском районе общей площадью 20 км2. Наиболее мощным ледником массива, да и всего Дагестана, является ледник Беленги длиной 3,2 км и толщиной до 170 м. Всего озер в районе – 8, крупных родников – 23, водопад «Гакваринка» - высота 30 м.

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЙОНА

Климат Цумадинского района в целом суров и характеризуется как умеренно-холодный, с более или менее выраженной континентальностью, которая проявляется в значительных годовых амплитудах температуры.
Например, на метеостанции «Сулак-высокогорная» (2923 м) – от -36° С до + 25° С; в Агвали (904 м) – от -28° С до +40° С. Наблюдаются резкие суточные колебания температуры. Климат района формируется под воздействием западноевропейских циклонов и частично циклонов иранского фронта. Зимние температуры низкие, самый холодный месяц – февраль со средней температурой до - 4°С, а в высокогорье – до - 12°С. Лето теплое - в долинах, прохладное - в высокогорье. Средняя температура июля-августа + 20°С в долинах, +5°С в высокогорье.
Количество осадков увеличивается с высотой от 370 до 1200 мм в год.
Из-за континентальности климата снеговая граница лежит высоко (3500-3600 м), а ледники, расположенные в горах, - самые крупные во всем Дагестане. Реки весной и летом многоводные из-за таяния снегов и льда и летних дождей. В этот период часты селевые потоки, приводящие к затоплению долины и надпойменных террас. Атмосферные явления связаны непосредственно с Богосским хребтом. Максимальная скорость ветра, зарегистрированная в Дагестане когда-либо, отмечена на Богосе (метеостанция Сулак-высокогорная) – 58 м/с. В межгорных долинах ветровой режим меняется в зависимости от времени года. Характерными ветрами здесь являются горно-долинные ветры и фены. На метеостанции Сулак-высокогорная в среднем 67 ветряных дней в году. Максимальные скорости иногда превышают 40 м/с. Метели наблюдаются в среднем 66 дней в году. Количество солнечных дней в горах 320-330 дней в году.

ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

В районе имеются возможности для развития самодеятельного туризма. Природа района позволяет развивать такие формы туризма, как горный, пешеходный, конный, водный (рафтинг). Уникальное место для лыжного туризма расположено на плато возле сел.Хонох, которое идеально подходит также для горных лыж и сноуборда. Данное место намного превосходит известную горнолыжную базу «Чиндирчеро» и по удобству склонов, и по длительности наличия снежного покрова (с октября по апрель). Широкие возможности имеются также для скалолазания, альпинизма, для реализации которого имеются более 10-ти горных вершин от 3000 до 4000 м, более 20 речек с порогами и каньонами, 5-6 минеральных источников и многочисленные горные перевалы, и скальные полигоны. Удивительно красивые смешанные леса (сосна с березой). НАРОДНОСТИ И ЭТНОСЫ РАЙОНА

На территории района проживают 99,8% аварцев, остальные – других национальностей. Письменность – аварская. В районе имеются многочисленные этносы и этнические группы, имеющие разные диалекты языка. Левый берег р.Андийское Койсу заселяют чамалинцы (н.п. Агвали, Гигатли, Гигатли-Урух, Гадири, Верхнее Гаквари, Нижнее Гаквари, Гачитли, Гигих, Ричаганих, Цумада), составляющие более 40%. На правом берегу р.Андийское Койсу проживают багулалы (н.п. Кванада, Гимерсо, Тлондода, Хуштада) 20%. Рядом с багулал проживают тиндал (н.п. Тинди, Эчеда, Акнада, Ангида, Аща, Тисси, Тисси-Ахитли, Халих) – 15%. В верховьях Андийского Койсу проживают инхокваринцы и хваршинцы, говорящие на дидойском диалекте (н.п. Инхоквари, Сантлада, Хвайни, Квантлада, Хварши, Хонох) – 10%. На левобережье Андийского Койсу проживают кединцы, саситлинцы, сильдинцы, метрадинцы, хваршининцы, гаккойцы, говорящие на чистом аварском языке – более 10%. Жители с.Хушет разговаривают на цезском языке. Все этносы района являются коренными жителями, за исключением жителей н.п. Кеди, Саситли, Сильди, Гакко, Метрада, Нижнее Хваршини, Верхнее Хваршини, Цихалах, которые еще в XIX веке были переселены царскими властями из центральных аварских районов. Из народных промыслов развито было ковроткачество в с.Тлондода, где раньше действовал цех по производству первоклассных паласов. Сегодня он не функционирует.